Молода и красива
учебник по красоте
женский журнал
Навигация

Учимся на ошибках

Учимся на ошибках

Человек начинает учиться с самого первого дня своего существования. Сначала обучение ребенка происходит неосознанно: что-то он делает исключительно под влиянием инстинктов, что-то копирует из поведения родителей. Затем ребенок уже сознательно старается заставить взрослых понять, чего он хочет. Даже говорить первые осознанные слова дети учатся лишь для того, чтобы взрослые смогли понять и исполнить их желания. Ребенок развивается быстро, каждый день открывая что-то новое; к сожалению, в школе он уже не сможет вернуться к такой скорости познания, и этому есть причина. В раннем детстве ребенок, ведомый своим любопытством, познает окружающий мир самостоятельно, полагаясь лишь на собственный пытливый ум. Позднее в любых учебных заведениях, начиная с детского сада или школы, ребенка уже направляет преподаватель; такова его обязанность – направлять развитие детей, показывая им, что и как нужно делать, чтобы научиться что-либо делать, т. е. опыт, который ребенок мог бы получить сам, заменяется чужим знанием. В этом заключается серьезный недочет современной образовательной системы: ребенок фактически теряет жажду самостоятельного познания, вместо этого он ждет, пока всю необходимую информацию ему вручат уже в переработанном виде, и не понимает, что теряет целостность картины мира, т. е. фактически получает следствия, не узнав ни причин, ни процесса. Самостоятельная жизнь же, которая все равно рано или поздно наступает, уже требует от каждого человека не только наличия знаний, но и умения их применения, т. е. опыта, а именно его он вообще уже вполне мог разучиться получать. Так как жизнь обычно не оставляет широкого выбора, человеку приходится буквально учиться заново, по крупинкам собирать неполученный опыт. В этом случае человек буквально идет вслепую, стараясь на ощупь найти то, что ему необходимо, и неудивительно, что поиски даются ему с трудом и приносят множество ошибок.


Впрочем, бояться ошибок не стоит. Они совершенно естественны, тем более когда человек получает свой собственный опыт, а не продолжает пользоваться плодами чужих изысканий.


Разумеется, куда лучше учиться на чужих ошибках, а своих не совершать вообще, иногда они могут стоить очень дорого, однако такая учеба намного сложнее, и не всегда урок, полученный другим человеком, мы воспринимаем адекватно. Советы, которые мы получаем от жизни сами, намного легче слушать и слышать. Поэтому прежде всего человек должен научиться извлекать пользу из совершенных ошибок и тем более из достигнутых целей и только потом стараться учиться на чужих ошибках.


Можно даже сказать, что ошибки необходимы человеку. Но важно воспринимать их не как ошибки, а как не слишком успешные результаты (ведь они все равно остаются результатами!). Важно уметь доверять самому себе, прислушиваться к своей интуиции и к уже набранному опыту, а каждый слишком низкий результат воспринимать как позыв к дальнейшей работе над собой, самосовершенствованию и самовоспитанию. Если человек постоянно боится совершить очередную ошибку, он закрывается, замыкается в себе, стараясь постоянно следить за своими мыслями и действиями. Конечно, это часто оказывается полезно, но даже во всем хорошем нужно знать меру, в конце концов такой человек начинается бояться общения с другими людьми и даже самой жизни! Разумеется, такой подход к жизни трудно назвать правильным. К тому же только то, что мы называем ошибками, позволяет нам определить, что для нас приемлемо, а что – нет, что нам интересно, а что – слишком сложно для понимания и изучения. Если человек не желает пробовать себя в различных сферах, а ведь здесь без ошибок просто не обойтись даже самой одаренной личности, то он может быть уверенным в том, что все его таланты останутся нераскрытыми. Разумеется, человек должен всегда стремиться к чему-то большему, стараться избегать низких результатов, но они не должны останавливать развитие человеческой личности.


Стратегии поведения человека закладываются еще в раннем детстве. Так, один малыш, увидев заинтересовавшую его вещь и не сумев сразу до нее добраться, забывает про нее, подчас убеждая в себя том, что она и не была ему интересна; другой всевозможными способами начнет привлекать внимание взрослых, чтобы они помогли ему изучить интересный предмет; а третий, может быть, догадавшись, что просто так не сможет дотянуться до желанной веши по причине своего небольшого роста, сумеет найти другой способ, например придвинуть стул, встать на него и взять, наконец, то, что ему интересно. Правда, скорее всего найдется и такой ребенок, которого недоступность интересующего предмета обидит или оскорбит, и он начнет выплескивать свои отрицательные эмоции на близких людей, словно обвиняя их в том, что не смог что-то сделать сам.


Примерно такую же форму сохранят эти заложенные в сознание стратегии поведения на протяжении всей жизни человека. Кто-то всегда будет отворачиваться от того, на достижение чего придется тратить время и силы. Такие люди просто предпочитают более легкие пути, им почти сразу становится неинтересно то, что требует каких-либо усилий. Кто-то всю свою жизнь будет стараться воспользоваться трудом других. В лучшем случае из этого человека получится прекрасный руководитель, в худшем же он вообще не станет пытаться обеспечивать себя сам, ведь куда проще всю свою жизнь лишь пользоваться чужими достижением, трудом и работой других людей. Кто-то год за годом будет обвинять окружающих во всех своих несчастьях, упорно не желая замечать того факта, что в большинстве своих неудач и низких результатов какой-либо работы человек виноват сам. В том случае, если такой человек склонен в своих бедах обвинять не конкретных людей, а обстоятельства и собственное исключительное невезение, он имеет все шансы получить «синдром неудачника». А тот, кто с самого раннего детства научился анализировать события и искать выход из самых сложных ситуаций, добьется в жизни несомненно большего, чем большинство представителей упомянутых выше типов людей. Таким людям несвойственно бросать дело после первой, даже совсем незначительной неудачи, у них хватит целеустремленности, чтобы довести его до конца. Такие люди не обвиняют в своих несчастьях обстоятельства или конкретных людей, а ищут более объективное объяснение любому произошедшему событию, как приятному, так и неприятному. Хотя такой стиль поведения откладывается в сознании в совсем юные годы, можно приучить себя следовать такой стратегии поведения, пока она не отложится и в сознании даже взрослого человека.


Никогда и никому не стоит считать себя безупречным человеком, даже тому, кто действительно многого добился в жизни своим умом и трудом, занимает высокую ступень на социальной лестнице и обладает возможностью принимать решения, от которых зависят многие люди. Нужно уметь признавать свою неправоту. Разумеется, порой намного легче считать себя средоточием вселенской истины и благоразумия, чем признать свою ошибку, а особенно в кругу людей, старательно доказывавших неправильность суждений; и тем более, если эти люди – подчиненные! Причем перед собой ошибку порой признать не легче, чем перед огромной аудиторией. Но такая позиция неправильна и даже опасна, ведь, не желая признавать небольшой ошибки, чуть позднее человек рискует сделать еще большую.


Человек, который прикрывается табличкой «Я всегда прав!», может быть сравним с человеком в очках из мутного цветного стекла, в котором к тому же встречаются абсолютно непрозрачные пятна: он словно видит окружающий мир исключительно в цветах своего субъективного отношения, чего-то не желая замечать вообще, а что-то намеренно искажая.


А если объективная истина в какой-то момент окажется за непрозрачным пятном? Или же за этим пятном скроется потенциальная опасность? В этом случае человек рискует потерять гораздо больше, чем если признается себе в том, что был неправ. В конце концов, каждому человеку свойственно ошибаться, от неправильных решений не застрахован никто. Просто отношение к своим ошибкам у всех людей принципиально разное. Уметь признавать свои ошибки – значит делать первый шаг к тому, чтобы научиться извлекать из ошибок урок для себя.


Учимся на ошибках


Если вы уже научились признаваться себе в том, что не только можете совершать ошибки, но и делаете это не так уж редко, приходит черед следующего шага – научиться распознавать то, что вы делаете неправильно. Как правило, ответ на вопрос типа «правильным ли был этот поступок?» поступает очень быстро, нужно лишь уметь его замечать. Если в качестве примера взять деловые переговоры, то здесь ответ придет почти моментально – в виде реакции собеседников, и нужно уметь вовремя ее заметить. Так, человек, который предпочитает не замечать реакции окружающих на свои слова и поступки или так сконцентрирован на себе самом, что просто не может их заметить, никогда не сможет стать хорошим дипломатом, да и вообще общение с людьми будет даваться ему с трудом. Даже если человек, неспособный обращать внимание на мнения окружающих людей, сможет довольно высоко подняться по социальной лестнице, он никогда не сможет стать действительно хорошим руководителем. И не исключено, что сумеет в короткие сроки заработать о себе мнение подчиненных как о человеке бестактном, деспотичном, даже с долей самодурства.


Такой человек обычно считает, что правильным может быть только его мнение, и сообщает подчиненным свои решения как факт, оспаривать который они просто не имеют права. Если же подчиненные наивно пытаются доказать ему, что можно было бы сделать лучше, руководитель старается сделать так, чтобы они не надолго задержались на этом рабочем месте. Такой подход неправилен не только потому, что такое общение даже с подчиненными просто неприемлемо, но и потому, что рано или поздно мнение начальника все-таки окажется неправильным, а замечание подчиненного, который мог бы указать на неверные моменты, будет проигнорировано или даже наказано.


Исключительно верных, правильных во всех отношениях путей не существует, как не существует и абсолютно одинаково развивающихся жизненных ситуаций.


Человек постоянно должен быть начеку, вслушиваясь в поступающие из внешнего мира ответы и принимая адекватные решения. И именно ответы окружающих людей могут помочь определить то, что человек делает или думает неверно. Если все окружающие пытаются доказать вам, что вы поступаете неправильно, а особенно если они в состоянии это аргументировать, стоит остановиться и задуматься: на самом ли деле ваш поступок должен будет привести только к высоким, положительным результатам? Велик ли риск того, что итог окажется противоположным задуманному? И не существует ли в действительности какой-либо фактор, который может в корне изменить даже привычный, знакомый уже процесс, превратив его в итоге в нечто совершенно неузнаваемое?… Возможно, стоит еще раз проанализировать все происходящее, и, если будут найдены какие-либо весомые аргументы, выступающие против вашего решения, от него действительно стоит отказаться.


В любом деле важно не отстоять из принципа свое мнение и не продемонстрировать окружающим людям незыблемость собственных всегда абсолютно правильных решений, а получить высокий результат. А для этого важно уметь не только идти на компромиссы, но и прислушиваться к мнениям других людей.


Так, если человек спрашивает у кого-либо совета, он таким образом берет на себя обязанность не только совет выслушать, но и постараться к нему прислушаться.


Однако есть множество людей, привыкших спрашивать совет у кого-либо из окружающих только лишь затем, чтобы увериться в правильности собственных суждений, тогда как это по меньшей мере просто невежливо. Не стоит из формальности делать вид, что вы интересуетесь чьим-либо мнением. В другой раз человек, обиженный или даже оскорбленный таким безразличным отношением к нему и его попыткам в чем-то помочь, уже вряд ли будет стараться вникнуть в ситуацию и высказать действительно дельный совет.


Также следует помнить, что всегда существует несколько вариантов разрешения каждой конкретной жизненной ситуации; во всяком случае, их не меньше двух. Обычно, если человек длительное время каждый раз в одном и том же случае поступал по одному и тому же сценарию поведения, он привыкает действовать именно так и уже не замечает других вариантов. Именно эта особенность человеческого мышления нередко является причиной не совсем адекватного поведения даже довольно крупных фирм в трудное для них время: они, словно не сразу замечая существенных изменений в экономике, политике или каких-либо других сферах, продолжают автоматически работать в старом режиме, и проходит достаточно много времени, прежде чем верхи фирмы поймут, что надо срочно менять все планы, чтобы окончательно не потерять прибыль и клиентов. И именно поэтому на плаву долго могут продержаться лишь те учреждения, которые умеют держаться по ветру, т. е. быстро менять свое поведение в зависимости от изменения каких-либо обстоятельств. Если рассматривать менее глобальные масштабы, суть совершенно не меняется.


В каждой ситуации, даже если она повторяется уже далеко не в первый раз, нужно заново просчитывать все возможные результаты, выбирая оптимальные пути или сценарии дальнейшего поведения.


Проторенная дорожка, как ни странно, таит в себе не меньше опасностей, чем новая и неизведанная, а порой даже больше, и дело здесь именно в инертности мышления. Этой особенности мышления нужно избегать, и наиболее логичный путь – каждый раз начинать с нуля анализировать сложившую ситуацию и искать выход из нее. Задумайтесь, часто ли в разговоре с кем-либо из близких, рассказывая о своей личной жизни или работе, вы говорите «как всегда…», «опять…», «все время…» или подобные слова и выражения? Выберите любую из таких проблем и задумайтесь – скорее всего в вашем поведении относительно этого вопроса есть какая-то жесткая установка, которая вам мешает. Если стратегия поведения непродуктивна или тем более вредна, ее необходимо менять, и как можно быстрее.


И, наконец, основной шаг – как извлекать пользу из действий, который принесли слишком низкие результаты. Например, какой-то важный для вашей работы разговор прошел не очень удачно, вы не смогли добиться необходимых результатов. Разумеется, отчаиваться, посыпать голову пеплом и взывать к милости высших сил абсолютно бесполезно. А вот проанализировать течение разговора в этом случае не только можно, но и совершенно необходимо! Попытайтесь вспомнить, с какого момента разговор пошел не так, как вы планировали. Нужно выявить то ваше действие или те слова, которые привели к нежелательным последствиям, настроили собеседников против вас. Все, что вызывало негативную реакцию собеседников, должно быть выделено из разговора – это просто необходимо запомнить; аналогично нужно выявить и запомнить то, что вызывало позитивную реакцию. Если собрать эти элементы, впоследствии они могут стать могущественным оружием в следующих переговорах с теми же лицами, хороший дипломат должен хорошо уметь играть на интересах обеих сторон так, чтобы обе остались довольны. В любом случае, даже если эти переговоры уже никогда не состоятся, вы сможете почерпнуть для себя множество полезной информации (например, какие темы вообще лучше не затрагивать в общении с высокопоставленными людьми, а какие им интересны и приятны). Даже если знания о характере конкретного человека не пригодятся вам никогда, такой анализ научит вас осторожнее обращаться со словами, контролировать свою речь и стараться вовремя подстраиваться под реакцию собеседников, что вообще очень важно в общении с людьми.


Когда постоянный анализ слов и поступков войдет в привычку, вы можете попытаться подняться на следующую ступень – научиться извлекать урок из ошибок и успехов, совершенных другими людьми. Хотя способы остаются примерно теми же (то есть стараться выделять из каждого успешного или, наоборот, неуспешного разговора или действия положительные и отрицательные моменты, чтобы затем их использовать), делать это значительно сложнее, так как здесь речь идет об анализе действий другого человека, мотивация которого не всегда бывает кристально ясна. Поэтому имеет смысл начинать учиться этому лишь тогда, когда все предыдущие шаги будут освоены и уже опробованы на практике, а желающий обучиться человек успеет почерпнуть необходимые знания о психологии человеческих поступков.


    В нашем мире, полном проблем и стрессовых ситуаций, окружающие, как правило, ждут от каждого человека хотя бы частичной безэмоциональности. Правила...
    Ни одному человеку в своей жизни не удается избежать проблем. И это, с одной стороны, хорошо: именно проблемы стимулируют личностное развитие...
    «Быть первой и знать все» – своеобразная формула успеха, способная при правильном использовании практически перевернуть жизнь...
    «Знай себе цену» – эта фраза должна стать золотым правилом каждого человека и тем более каждой женщины, которой даже в современном...
      Самоанализ свойствен людям, жаждущим самопознания и самосовершенствования, и фактически является логическим продолжением самоконтроля:...
    Разумеется, каждый человек не идеален, и большинство людей прекрасно знают о солидном количестве своих недостатков, даже если какие-то из них...
    В жизни каждой женщины рано или поздно наступает момент кризиса в ее отношениях с мужчиной, возлюбленным, поклонником, женихом, спутником жизни, и...
    Рассуждая о человеческих эмоциях, мы уже говорили об искренности и некоторой ее опасности. Искренний человек предельно честен с окружающими, он не...
    Вспомним коротко отдельные наиболее значимые причины, по которым следовало бы держать свои эмоции при себе, а особенно эмоции отрицательные! 1....
Поиск
Все права защищены © 2011 Только для женщин "Молода и красива"
created by IMaster | Карта сайта