Молода и красива
учебник по красоте
женский журнал
Навигация

Воспитание

Воспитание

Разумеется, гейша по определению должна быть очень сильной женщиной, иначе она бы просто не выдержала всех трудностей обучения традиционным искусствам и работы в чайных домах целыми ночами. Однако сдержанность гейши объясняется не только ее несомненной духовной силой, но и традиционным для Японии воспитанием. Раньше девочка, которая должна была когда-нибудь стать гейшей, попадала в семейный дом в совсем юном возрасте, в возрасте шести-десяти лет, и воспитание начиналось с первого же дня. Девочка должна была убирать дом, помогать на кухне и выполнять всевозможную грязную работу, какую только не поручит ей хозяйка дома. Одновременно с этим девочка получала возможность наблюдать за уже состоявшимися гейшами семейного дома, иногда помогать им одеваться и наносить традиционный макияж, а порой даже смотреть, как они поют, танцуют и играют, и стараться запомнить каждую мелочь. Далеко не каждая девочка-рабыня сможет в будущем стать гейшей, а ведь это и был предел мечтаний для дочерей рыбаков, других гейш и «ночных бабочек», проданных в семейный дом. Именно тогда будущая гейша приобретала сильный, волевой характер – она была обязана работать днем и ночью и при этом не имела права ни воспротивиться приказу хозяйки, ни хотя бы пожаловаться на трудности даже такой же девочке-сикоми, как она сама. Суровые порядки (чем-то даже напоминающие современные армейские) и трудовое воспитание развивали в девочках традиционную восточную покорность, смирение, железную дисциплину и в то же время удивительную силу воли. Вероятно, только такая подготовка и могла помочь в дальнейшем девочкам стать гейшами, пройдя через годы постоянных изнурительных тренировок, когда юные майко с поразительным упорством часами оттачивают каждое плавное движение, стремясь добиться совершенства.


Кроме того, традиционные порядки Страны восходящего солнца запрещали женщине не только говорить раньше мужчины, но и выражать какие-либо эмоции (редкие случаи обратного были исключениями из общего правила). И если говорить с мужчинами наравне гейшам разрешалось в силу их профессии, то выражать какие-либо негативные (впрочем, сильные позитивные тоже) эмоции при мужчине она не имела права, и это тоже был весомый момент в воспитании характера будущей гейши.


Воспитание


В современном мире воспитание играет огромную роль. Нравственные нормы, к счастью, практически не меняются, переходя из поколения в поколение, тогда как времени у постоянно работающей женщины на воспитание ребенка остается все меньше, а опасностей, способных направить формирование его личности не по той дорожке, – все больше. Все больше становится на улицах больших и маленьких городов хамоватых подростков, пытающихся грубостью и наглостью показать всем свои «силу» и «самостоятельность»; аккуратно одетых детей со светскими манерами и грамотной речью – все меньше. Многие современные дети, приобщаясь к культуре полукриминальной улицы, начинают считать воспитанность и вежливость пережитками прошлого века и всеми способами демонстрируют обществу, что такими консервативными комплексами не страдают. Мы привыкли считать, что такое поведение свойственно только детям из неблагополучных семей, однако, если посмотреть глубже, оказывается, что и в семьях вполне благополучных сын в один прекрасный день может признаться, что проиграл в игровых автоматах 40 тыс. рублей, а отдавать ему нечем или что его выгоняют из юридического института за то, что у него хватило ума взять посмотреть чей-то мобильный телефон, чтобы уже через пару минут выбежать из учебного корпуса и продать его за гроши перекупщику. А кто, спрашивается, виноват? Не недостаток ли времени, уделенный родителями на воспитание ребенка? Если смотреть на вещи честно и не пытаться свалить вину на обстоятельства, виноваты сами родители. Ведь именно они должны были объяснить ребенку, что в нашем обществе делать дозволительно, а что – нет, что считается правильным, а что – аморальным…


В каждом из нас родителями, воспитателями, учителями были заложены вполне определенные нормы поведения в обществе. По крайней мере, основные мелочи точно знают все: что не стоит ходить по улицам в обнаженном или полуобнаженном виде и кидаться на прохожих с целью причинить физический вред. Эти наиболее примитивные основы этикета настолько крепко вбиты в наше сознание, что даже в сильно нетрезвом состоянии не каждый решился бы нарушить самые основные правила поведения. А вот когда речь заходит о других, даже более полезных обществу качествах, неожиданно оказывается, что вот как раз на «вбивание» их в сознание детей у родителей времени и нет. А в результате и милосердие, и отзывчивость, и честность, и ответственность, и аккуратность, и благодарность, и трудолюбие – все, что дает нам право называться добрыми, порядочными и достойными уважения людьми, как бы проскальзывает мимо ушей ребенка. Вроде бы он это и слышал, но в то же время знает, что гораздо важнее не забыть натянуть штанишки, чем, например, помочь в чем-то матери или хотя бы честно ответить на ее вопрос о том, кто (сын или кот?) превратил в груду тряпья ее новое платье. Я вовсе не пытаюсь сказать, что не нужно учить детей прикрывать наготу. Просто наиболее примитивные основы правил поведения ребенок еще не раз и не два встретит в своей жизни и вряд ли осмелится их нарушить, чтобы не стать всеобщим посмешищем, а вот заставить его ознакомиться со всем тем, что сделает малыша цивилизованным и просто хорошим человеком, смогут только его родители.


Теперь попробуем обратиться сами к себе. Так ли уж хорошо наше собственное воспитание? Даже если не обращаться к светскому этикету, каждый ли из нас знает, что значит быть порядочным человеком? Например, если бы вы нашли посреди дороги чей-то кожаный бумажник с немалой суммой денег внутри, стали бы вы пытаться найти его хозяина, чтобы вернуть ему утраченную вещь? Почему-то мне кажется, что большинство людей – не стали бы. Во всяком случае, если бы даже и нашлись люди порядочные, то уж никак не из рядов хамоватых подростков, неизменным атрибутом в руке которых служит початая бутылка пива, платят за которую, кстати, практически всегда не сами подростки, а их родители, сами того не ведая. А все ли из нас в достаточной мере владеют собственным языком, как подобает каждому гражданину своей страны? Режут ли всем из нас слух грубейшие речевые ошибки, допускаемые практически каждым человеком, осмеливающимся высказывать свои мысли вслух, от кондукторов в общественном транспорте до видных деятелей политики? Вряд ли. И в этом тоже недостаток нашего воспитания. Так стоит ли уж очень удивляться современным нравам, когда происходящий упадок – процесс вполне закономерный?…


Во всяком случае, мало удивительного в том, что среди нас есть множество людей, не знающих, как правильно держать вилку или кто раньше должен заходить в лифт по правилам международного этикета – мужчина или женщина. Об этом бессмысленно говорить, когда в сознание детей часто не закладывается даже понятие о порядочности.


А пропасть между манерными европейскими аристократами прошлых веков или образцово-благородными, считающими долг превыше жизни людьми восточными и нашим современным обществом постоянно пугающе увеличивается. Не стоит ли задуматься об этом и попытаться найти какой-то выход из сложившейся ситуации? И, следуя восточной мудрости, попробовать измениться самим, чтобы уже хотя бы этим изменить весь мир?


Сейчас, когда в Европе нередко говорят о моде на все восточное, практически каждому человеку известна восточная философия самопознания и самовоспитания. Она заключается в том, что каждым человек должен сам найти свои недостатки и путем самовоспитания превратить их в достоинства, бесконечно стремясь к совершенству.


Конечно, самовоспитание несовершенно и необъективно даже в большей мере, чем обычное родительское воспитание. Если во втором случае воспитатели опираются больше на моральные устои общества, а потом уже на свой личный опыт, то в первом человек сам решает, какие свои качества ему считать достоинствами, а какие – недостатками, чтобы бороться с последними. Однако в то же время самовоспитание прекрасно способствуют росту духовной силы и силы воли (что не одно и то же), к тому же обычно самому человеку хорошо видны наиболее отрицательные его стороны, и он лучше других понимает, что с ними необходимо бороться.


Любой из методов самовоспитания подразумевает, что человек действительно хочет изменить свой характер, намеренно ослабив отрицательные стороны своего характера и усилив положительные черты. Каждый из известных современной психологии методов (даже наиболее простой метод положительного подкрепления!) подразумевает наличие у желающего совершенствоваться человека немалой силы воли. Перед началом самовоспитания необходимо акцентировать свое внимание на каком-то конкретном недостатке личности, желательно на наиболее заметном и приносящем наибольший вред.


Для нахождения такого недостатка часто необходимо детально проанализировать все отрицательные стороны своего характера, что уже само по себе является первым шагом самовоспитания, и разработать план поведения, модель идеального с точки зрения воспитываемого человека поведения как ответ на конкретный внешний раздражитель.


Например, если человек желает умерить свою вспыльчивость, он должен ясно представлять, как должен вести себя в разговоре с начальником, случайным собеседником или близким человеком, если что-то из сказанного неожиданно окажется сильным раздражителем и вызовет ярость воспитываемого. Только с такой минимальной подготовкой имеет смысл начинать самовоспитание.


Методов самовоспитания на данный момент существует множество. Направления у большого их количества не совпадают, и не всегда одним и тем же методом можно избавиться, например, от лени и агрессивности. Поэтому, выбирая конкретную методику самовоспитания для себя лично, следует задуматься над тем, на что она сможет успешно воздействовать, а на что – нет. Кроме того, каждый желающий совершенствоваться человек должен уметь оценивать свои силы и представлять, какие из методов будут ему по силам.


Ниже приведены девять наиболее распространенных в современной психологии методов самовоспитания, рассчитанных на людей с более сильными и более слабыми характерами, большей и меньшей силой воли.


Метод самовнушения (кстати, общеизвестный и прославленный аутотренинг считается частью этого метода). Пожалуй, это самый известный метод самовоспитания. Человек, желающий воспользоваться этой методикой, должен примерно представлять себе, как ему необходимо поступать или что чувствовать в некотором идеальном варианте (т. е. как он хотел бы себя вести, но по определенным обстоятельствам это не получается). Выбрав определенный план своего поведения, человек начинает внушать сам себе, что будет поступать именно так, и никак иначе (лучше вслух – для более сильного воздействия на память и подсознание).


Через какое-то время модель поведения, установленная человеком, закрепляется в его подсознании и начинает воздействовать на все его поступки. Тогда один конкретный шаг самовоспитания этим методом можно считать пройденным, чтобы приступать к обработке следующего недостатка. Например, как с помощью самовнушения заставить себя погасить неожиданно вспыхнувшую злость.


Психологами доказано, что эмоции неразрывны со своими внешними проявлениями, поэтому достаточно избавиться от одной составляющей, чтобы сама собой исчезла и другая.


Если вы с трудом сдерживаете злость, чтобы не сорваться на ком-то из своего окружения, поскольку делать это чревато (например, причиной злости стал начальник, и выплеснуть всю мощь возникшей ярости хочется именно на него), попробуйте уничтожить внешнее проявление эмоции. Для этого необходимо сначала выправить дыхание (злость делает его частым, иногда прерывистым): заставьте себя дышать глубже и медленнее. Насильно придайте лицу выражение ледяного спокойствия, это, кстати, еще и неплохая тренировка силы воли. Когда внешне вы станете средоточием вселенского спокойствия, начните мысленно внушать себе, что совершенно спокойны, что не злитесь, что никто и ничто не может вывести вас из равновесия. Как показывает практика, успокоение приходит очень и очень быстро, главное – успеть поймать момент быстрого нарастания ярости и не дать ей выплеснуться на окружающих людей.


Метод самоубеждения заключается в следующем: человек выбирает некоторый свой недостаток, от которого желает избавиться, должен сам себя убедить в его исключительном вреде. Причем убеждение необязательно должно быть мысленным; гораздо полезнее и действеннее, если вести такую «дискуссию» самому с собой вслух, в этом случае идет воздействие еще и на слуховую память, которая нередко работает лучше мысленной и в необходимый момент вполне может напомнить человеку о его решении избавиться от конкретного недостатка.


Метод самокритики. Желающий воспользоваться этим методом должен выявить и выбрать какой-то один свой недостаток и подвергнуть его жесточайшей критике со своей же стороны. Таким образом, недостаток, который раньше мог казаться даже незначительным, теперь в подсознании будет значиться как существенный и исключительно вредный, и поэтому подсознание вкупе с памятью, запечатлевшей все отрицательные стороны этого конкретного недостатка, будет стараться избегать дальнейших его проявлений. Но критика для успешного использования этого метода должна быть действительно жестокой и безжалостной.


Для людей, склонных бесконечно жалеть и холить свою персону, самокритика как метод самовоспитания не подходит.


Метод самообязательства. Суть метода заключается в следующем: человек обязуется перед самим собой выполнять (или, наоборот, не выполнять) какие-то действия, после чего старается не нарушать свое же данное слово, пока следование плану поведения не превратится в привычку. Этот метод похож на метод самоубеждения и достаточно действен, если человеку, решившему изменить себя, несвойственно с легкостью забывать о своих обещаниях, – для таких личностей данный способ самовоспитания, к сожалению, не подходит.


Метод самопринуждения (самоприказания). Это, пожалуй, наиболее действенный метод для людей со слабой волей, умеющих определить свои недостатки, но не имеющих достаточной духовной силы для борьбы с ними. Данный метод требует от человека научиться именно командовать самим собой, а не уговаривать себя несчастного сделать что-нибудь полезное или даже необходимое. Применяющий метод самопринуждения человек должен приказать себе действовать так, чтобы противостоять каким-то негативным сторонам своего характера, причем приказать настолько сильно и властно, чтобы не осмелиться ослушаться. Помимо прочего, этот метод еще тренирует и силу воли, что делает его вдвойне полезным для слабохарактерных личностей.


Метод самоанализа. Очень действенный, но и наиболее сложный из методов самовоспитания. Человеку всегда трудно взглянуть на себя со стороны и попытаться объективно оценить все свои поступки, тогда как метод самоанализа подразумевает именно это. Воспитываемый человек, выбравший эту методику, должен стараться ежесекундно отслеживать свое поведение, включая мимику, выражения лица, выбираемые для общения речевые обороты, и внимательно анализировать каждый свой шаг, каждый жест, каждое слово, стараясь понять, что приемлемо в общении с другими людьми, а что – нет. Сложность метода оправдывается тем, что он действует сразу на многие черты характера человека, заставляя его контролировать практически все свои негативные стороны и в то же время совершенствовать свою вежливость, умение общаться с окружающими людьми.


Воспитание


Метод эмпатии (эмпатия – умение человека отождествлять себя и свои ощущения с другими людьми, сочувствовать и сопереживать им). Этот метод действенен только в воспитании милосердия, сострадания, участливости, человеколюбия. Воспитываемый таким методом человек должен научиться представлять себя на месте любого другого из своего окружения, вместе с ним чувствовать и переживать. Этот метод не только заставляет человека прислушиваться к чувствам людей, его окружающих, но и побуждает его к совершенствованию собственного характера: если воспитываемый видит, как окружающим неприятны его жадность, грубость, вспыльчивость, у него появляется стимул преодолеть эти негативные стороны своего характера.


Метод самонаказания. Эта методика, как и метод самокритики, не годится для излишне самолюбивых людей, так как подразумевает наказание за каждое малейшее отклонение от выбранных человеком для себя норм поведения. Наказание, разумеется, выбирается исключительно «самовоспитывающимся» человеком и зависит от его личных симпатий и предпочтений (например, наказанием может быть отказ от просмотра любимого сериала в день совершения провинности, запрет на любимую булочку к чаю или просто внеплановая уборка коридора). Метод достаточно универсален и подходит для любого человека, обладающего достаточной силой воли, кроме того, весьма действен. Самонаказание может быть не только самостоятельным методом самовоспитания, но и добавочным элементом к любому другому методу, применяемым в том случае, если воспитываемый не проявил достаточную волю и не смог придерживаться собственного плана поведения.


Метод положительного подкрепления. Этот метод по сути своей противоположен самонаказанию. Сильной его стороной является то, что он годится и для самовлюбленных, и для слабохарактерных личностей, однако метод менее действен. Он заключается в том, что воспитываемый человек должен сам поощрять каждое свое правильное действие, совпадающее с правильной реакцией на некий внешний раздражитель (правильная реакция – часть плана поведения), чем-то приятным для себя. Как и в методе самонаказания, поощрение выбирается исключительно самим воспитываемым человеком и может иметь самые разнообразные воплощения – от вкусной конфеты к вечернему чаю до поездки на пикник за город.


Следует помнить, что наличие «преподавателя» (в данном случае человека, который будет стараться следить за точностью выполнения разработанного воспитываемым человеком плана поведения) существенно облегчило бы задачу по совершенствованию личности, так как со стороны значительно проще анализировать поступки воспитываемого человека и оценивать их адекватность и тождественность плану поведения. Однако работа над собой все же приносит больше результатов, если ведется исключительно одним воспитываемым человеком, так как ведется еще и работа, направленная на развитие силы воли, что также крайне полезно для любого человека.


    Если сейчас какого-либо человека попросить проговорить вслух все его ассоциации со словом «Япония», практически в каждом ряду будет...
    «Быть первой и знать все» – своеобразная формула успеха, способная при правильном использовании практически перевернуть жизнь...
    В Японии олицетворением женщины без недостатков являлась таинственная и всесторонне прекрасная гейша, которая привлекала к себе мужчин всем –...
      Самоанализ свойствен людям, жаждущим самопознания и самосовершенствования, и фактически является логическим продолжением самоконтроля:...
    Человек начинает учиться с самого первого дня своего существования. Сначала обучение ребенка происходит неосознанно: что-то он делает исключительно...
    Разумеется, каждый человек не идеален, и большинство людей прекрасно знают о солидном количестве своих недостатков, даже если какие-то из них...
    В жизни большинства людей конкуренция играет довольно важную роль. Этот инстинкт заложен в людях самой природой, хотя в цивилизованном мире необходим...
    Рассуждая о человеческих эмоциях, мы уже говорили об искренности и некоторой ее опасности. Искренний человек предельно честен с окружающими, он не...
    Вспомним коротко отдельные наиболее значимые причины, по которым следовало бы держать свои эмоции при себе, а особенно эмоции отрицательные! 1....
    Каждую японскую гейшу, а особенно добившуюся определенных успехов в традиционных искусствах, можно смело назвать ярчайшим примером сильной женщины....
Поиск
Все права защищены © 2011 Только для женщин "Молода и красива"
created by IMaster | Карта сайта